Меню

Иисус совершает чудеса

1. Иисус насыщает пять тысяч человек

Ин. 6:8-13: «Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели».

2. Воскрешение Лазаря прославляет Бога

Ин. 11:43-44: «Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет».

Среди всех чудес, совершенных Господом Иисусом, мы выбрали только эти два чуда, потому что они хорошо иллюстрируют то, о чем бы Я хотел здесь поговорить. Эти два чуда действительно поразительные. Они являются хорошим примером чудес Господа Иисуса, свершенных Им в период Благодати.

Давайте вначале посмотрим на первый отрывок, в котором Иисус насыщает пять тысяч человек.

В чем заключается идея «пяти хлебов и двух рыбок»? Какому числу людей обычно хватает пяти хлебов и двух рыбок? Если взять за основу аппетит среднего человека, тогда этого хватило бы для двух человек. Таково самое базовое понятие пяти хлебов и двух рыбок. Однако сколько людей насытилось пятью хлебами и двумя рыбками, как это описано в данном отрывке? В Писании об этом сказано следующим образом: «Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч». В сравнении с пятью хлебами и двумя рыбками пять тысяч — много ли это людей? Что означает это столь большое число? С человеческой точки зрения, разделить пять хлебов и две рыбки между пятью тысячами человек было бы невозможно, поскольку слишком большая разница между этими числами. Даже если бы каждый человек взял себе по одному маленькому кусочку, то этого количества все равно не хватило бы на пять тысяч человек. Но вот Господь Иисус совершил чудо. Он не только позволил насытиться пяти тысячам человек, но даже остались излишки. В Писании сказано: «Когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели». Это чудо помогло людям увидеть Личность и статус Господа Иисуса. Это также помогло им понять, что для Бога нет ничего невозможного. Они увидели истину Божьего всемогущества. Пяти хлебов и двух рыбок оказалось достаточно для того, чтобы накормить пять тысяч человек. Но если бы не было никакой еды, то смог бы Бог накормить пять тысяч человек? Конечно, смог бы! Это было чудо, поэтому, люди, несомненно, ощутили его непостижимость, невероятность и таинственность. Но для Бога это было совершенно несложно. Если это чудо было чем-то обычным для Бога, тогда почему оно было выбрано для истолкования? Потому что это было чудо, обусловленное волей Господа Иисуса, которую люди никогда не понимали.

Вначале давайте попытаемся разобраться, кто были эти пять тысяч человек. Были ли они последователями Господа Иисуса? Из Писания мы знаем, что они не были Его последователями. Знали ли они, Кем был Господь Иисус? Определенно, нет! По крайней мере, они не знали, что стоящий перед ними Человек был Христом. Возможно, некоторые люди знали только Его имя, что-то знали или что-то слышали о делах, которые Он совершил. Благодаря этим историям Господь Иисус вызывал в них только любопытство, и можно с определенностью сказать, что эти люди не следовали за Ним и, тем более, не понимали Его. Когда Господь Иисус увидел эти пять тысяч человек, они были голодны и могли думать только о том, как бы насытиться. Именно в такой ситуации Господь Иисус удовлетворил их потребности. Какое чувство появилось у Него на сердце, когда Он утолил желания этих людей? Каково было Его отношение к тем людям, которые просто хотели насытиться? В этот момент мысли и отношение Господа Иисуса были связаны с характером и сущностью Божьими. Увидев эти пять тысяч людей с пустыми желудками, которые желали лишь хорошо поесть, увидев этих исполненных любопытства и надежд по отношению к Нему людей, Господь Иисус думал лишь о том, чтобы с помощью этого чуда излить на них благодать. Однако Он не возлагал надежды на то, что они станут Его последователями, потому что знал, что эти люди собрались за компанию и просто хотели поесть досыта. Поэтому Он взял имевшиеся там пять хлебов и две рыбки и накормил ими пять тысяч человек. Он раскрыл глаза людям, жаждущим насладиться представлением и ожидающим чудес, так что они воочию увидели то, что мог совершать воплотившийся Бог. И хотя Господь Иисус использовал нечто материальное, чтобы удовлетворить их любопытство, однако в душе Он знал, что эти пять тысяч человек хотели лишь хорошо поесть. Поэтому Он им совсем ничего не говорил и вообще не проповедовал, а лишь дал им увидеть произошедшее чудо. Господь Иисус просто не мог относиться к этим людям так, как Он относился к Своим ученикам, которые по-настоящему следовали за Ним. Тем не менее, в сердце Божьем все творение находится под Его владычеством, поэтому Он по необходимости давал всем созданиям перед Его взором насладиться Божьей благодатью. И хотя эти люди не знали, Кто был перед ними, и не понимали Его, как не имели никакого конкретного представления о Нем и не испытывали благодарности к Нему даже после того, как насытились хлебом и рыбой, Бог не ополчился на них по этой причине. Он просто даровал этим людям прекрасную возможность насладиться Божьей благодатью. Некоторые люди считают, что Бог принципиален в Своих действиях, что Он не заботится о неверующих, не оберегает их и тем более не дает им наслаждаться Своей благодатью. Действительно ли это так? В глазах Бога все они — живые существа, созданные Им Самим, Он будет руководить ими и заботиться о них. Он будет обходиться с ними, планировать за них и управлять ими самыми разнообразными способами. Таковы мысли и позиция Бога по отношению ко всем созданиям.

Хотя пять тысяч человек, съевших хлеб и рыбу, не намеревались следовать за Господом Иисусом, Он не был с ними строг. Знаете ли вы, что Господь Иисус сделал после того, как они насытились? Начал ли Он им проповедовать? Куда Он после этого пошел? В Писании не сказано, что Господь Иисус что-либо им говорил. Совершив это чудо, Он тихо удалился. Объявил ли Он какие-либо требования в отношении этих людей? Испытывал ли Он какую-либо ненависть? Ничего этого не было. Он просто не хотел больше занимать Свои мысли этими людьми, которые не собирались за Ним следовать, и в этот момент Его сердце болело. Потому что Он видел порочность человечества и ощутил неприятие Его со стороны людей. Когда Он видел этих людей и был с ними, человеческая глупость и невежество весьма огорчили Его, причиняя Его сердцу боль. Поэтому Он захотел лишь поскорее оставить этих людей. Господь в Своем сердце не имел к ним никаких требований. Он не хотел уделять им Свое внимание и особенно не хотел тратить на них Свои силы. Он знал, что они не последуют за Ним. Но, несмотря на все это, Его отношение к ним продолжало оставаться понятным. Господь Иисус просто хотел любезно обойтись с ними и даровать им Свою благодать. Таково было Божье отношение к каждому созданию, пребывающему в Его власти: доброжелательность к каждому созданию, обеспечение заботы о нем и предоставление питания. Именно потому, что Господь Иисус был Богом во плоти, Он совершенно естественным образом являл сущность Самого Бога и оказывал этим людям милость. Он относился к ним доброжелательно, с великодушием и добротой. Невзирая на то, как эти люди воспринимали Господа Иисуса и на будущий исход, Он относился ко всякому творению в соответствии со Своим положением Господа всего творения. Он, несомненно, проявил Божий характер и то, Кто Он есть и чем Он обладает. Итак, Господь Иисус спокойно совершил кое-что и скромно удалился. Какое это свойство Божьего характера? Можно ли сказать, что это Божье милосердие? Можно ли сказать, что Бог бескорыстен? Мог ли это совершить обыкновенный человек? Определенно, нет! В сущности, кем были эти пять тысяч человек, которых Господь Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыбками? Можно ли сказать, что они совместимы с Ним? Можно ли сказать, что все они были враждебны по отношению к Богу? Несомненно, они были совсем не совместимыми с Господом, а их сущность была совершенно враждебной по отношению к Богу. Но как с ними обошелся Бог? Дабы ослабить их враждебность к Богу, Он прибегнул к методу, именуемому «добротой». То есть, хотя Господь Иисус считал их грешниками, в Божьих глазах они все равно были Его творением, поэтому Он отнесся к ним доброжелательно. Это — Божье снисхождение, и это снисхождение определяется личностью и сущностью Самого Бога. На это не способен ни один сотворенный Богом человек, только Бог может так делать.

Когда ты по-настоящему познаешь Божьи намерения и Его отношение к человечеству, поймешь Божьи чувства и заботу о каждом творении, тогда ты поймешь, сколько усердия и любви Творец изливает на каждого сотворенного Им человека. Когда это произойдет, ты опишешь Божью любовь всего двумя словами. Что же это за два слова? Одни люди используют слово «бескорыстная», а другие предпочитают слово «благотворительная». Однако из этих двух слов «благотворительная» меньше всего подходит для описания Божьей любви. Люди используют это слово для описания великодушного человека или человека широких взглядов. Я терпеть не могу это слово, потому что оно подразумевает проявление милосердия без разбора и без учета каких-либо принципов. Это излишняя сентиментальность, присущая несмысленным и невежественным людям. Если описывать Божью любовь этим словом, оно неизбежно обретает кощунственный подтекст. Я могу предложить два других слова, которые более точно описывают Божью любовь. Что же это за слова? Первое слово «безмерная». Очень выразительное слово, не правда ли? Второе слово «безбрежная». Эти два слова несут в себе именно тот смысл, который Я хочу донести при описании Божьей любви. Слово «безмерная» буквально означает объем или вместимость чего-то физического, что, независимо от того, насколько оно велико, является осязаемым и видимым, потому что оно существует и не является чем-то абстрактным, что-то, о чем люди получают относительно точное и практическое ощущение. Ни в плоскостном, ни в пространственном представлении не нужно воображать, будто оно существует, ибо оно на самом деле реально существует. И хотя употребление слова «безмерная» по отношению к Божьей любви может вызывать ощущение попытки измерить ее, однако это слово одновременно передает ощущение ее неизмеримости. Божья любовь измерима в том смысле, что она не является пустой или порождением сказаний, но ее разделяет все сущее, находящееся под Божьим владычеством, ее в той или иной мере и в разных отношениях получают все создания. Хотя люди не могут видеть или осязать эту любовь, она питает все сущее и дарует жизнь. Считая, как она раз за разом проявляется в жизни каждого, люди свидетельствует о каждом миге наслаждения Божьей любовью. Я говорю, что Божья любовь неизмерима, потому что людям так же сложно постичь тайну Божьего обеспечения и питания всего сущего, как сложно понять Божьи намерения для всего сущего и, в частности, для человечества. Другими словами, никто не знает, сколько крови и слез было пролито Творцом за человечество. Никто не может постигнуть и понять глубину и силу любви Творца к человечеству, которое Он создал собственными руками. Описание Божьей любви словом «безмерная» должно помочь людям оценить и понять обширность и истинность ее существования. Также верно и то, что люди при этом могут глубже осмыслить истинное значение слова «Творец», а также обрести более глубокое понимание истинного значения слова «творение». А в отношении чего обычно употребляется эпитет «безбрежный»? В основном оно употребляется для описания океана или вселенной, как, например, «безбрежная вселенная» или «безбрежный океан». Обширность и безмолвная глубина вселенной находятся за пределами человеческого понимания. Вселенная поражает воображение людей и наполняет их восхищением. Ее тайна и глубина видима, но непостижима. Когда ты думаешь об океане, ты думаешь о его широте, которая выглядит безграничной, и можешь ощутить его таинственность и всеохватность. Вот почему Я использовал для описания Божьей любви слово «безбрежная». Это слово помогает людям ощутить драгоценность, увидеть невероятную красоту Божьей любви и понять, что сила Божьей любви велика и безгранична. Это помогает людям ощутить святость Его любви, в которой также раскрываются достоинство и непоругаемость Бога. Согласны ли вы теперь с тем, что «безбрежная» является подходящим словом для описания Божьей любви? Подходят ли слова «безмерная» и «безбрежная» для описания Божьей любви? Безусловно! В человеческой речи только эти два слова относительно точно и близко по смыслу описывают Божью любовь. Разве вы не согласны? Если бы Я попросил вас описать Божью любовь, употребили бы вы эти два слова? Вполне вероятно, что нет, ибо ваше понимание и восприятие Божьей любви ограничено «плоской перспективой» и еще не достигло «трехмерного пространства». Итак, если бы Я попросил вас описать Божью любовь, вы бы ощутили, что вам не хватает слов, вы бы даже онемели. Возможно, вам будет сложно понять эти два слова, о которых Я сегодня говорил, или, возможно, вы просто не согласны. Это говорит лишь о том, что ваше восприятие и понимание Божьей любви поверхностны и не имеют широкого охвата. Ранее Я уже говорил, что Бог бескорыстен. Уверен, вы помните слово «бескорыстный». Можно ли сказать, что Божью любовь можно охарактеризовать, только как бескорыстную любовь? Не слишком ли узкое данное определение? Вам нужно побольше поразмыслить над этим вопросом, чтобы прийти к каким-либо выводам.

Выше мы увидели проявления Божьего характера и Его сущности в истории о первом чуде. Несмотря на то, что эта история известна людям уже на протяжении нескольких тысяч лет, сюжет ее несложен, он позволяет людям познакомиться с простым чудесным явлением, но в этом простом сюжете мы можем увидеть нечто более ценное, а именно Божий характер и то, Кто Он есть и чем Он обладает. То, Кто Он есть и чем Он обладает, является олицетворением Самого Бога и выражением Его мыслей. Выражение Божьих мыслей — это изъявление Его голоса. Он надеется, что найдутся те люди, которые смогут понять Его, познать и постичь Его волю. Он надеется, что найдутся люди, которые услышат Его голос и будут способны активно сотрудничать ради исполнения Его воли. И дела, которые совершил Господь Иисус, были безмолвным выражением Бога.

Теперь давайте посмотрим на отрывок «Воскрешение Лазаря прославляет Бога».

Какие у вас впечатления после прочтения этого отрывка? Значение данного чуда, совершенного Господом Иисусом, гораздо больше предыдущего, потому что нет чуда более поразительного, чем воскрешение из мертвых. Значение того, что Господь Иисус совершил тогда, было необычайно велико в ту эпоху, поскольку, когда Бог стал плотью, люди могли видеть только Его внешний облик, Его практическую сторону и Его незначительную сторону. Даже если кто-то видел и понимал какие-то свойства Его характера или внешние достоинства, никто не знал, откуда Господь Иисус пришел, Кем Он в действительности был по Своей сути и что еще Он реально был способен сделать. Человечеству все это было неизвестно. Чтобы ответить на эти вопросы об Иисусе Христе и узнать правду, очень многие хотели подтверждения. Мог ли Бог совершить такое, что подтвердило бы Его личность? Для Бога это была легкая задача, проще простого. Он мог где угодно и когда угодно подтвердить Свою личность и сущность каким-то свершением. Но у Бога ко всему Свой подход — планомерный и поэтапный. Он не совершал их произвольно. Он выжидал подходящее время и подходящий случай, чтобы совершить нечто необычайно значимое, что не осталось бы без внимания со стороны человечества. Таким образом Он подтверждал Свою власть и личность. Итак, могло ли воскрешение Лазаря стать подтверждением личности Господа Иисуса? Давайте заглянем в Писание, где сказано: «Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший...» Когда Господь Иисус совершал это чудо, Он произнес всего лишь одну фразу: «Лазарь! Иди вон». И Лазарь вышел из гробницы. Воскрешение свершилось благодаря единственной фразе, произнесенной Господом. Совершая это, Господь Иисус не устанавливал жертвенник и не предпринимал никаких других действий. Он произнес всего одну фразу. Как назвать это, чудом или приказом? Или же это было каким-то колдовством? На первый взгляд, это можно назвать чудом. Даже если посмотреть на это с точки зрения современного человека, то все равно это можно назвать чудом. Однако это нельзя назвать заклинанием, чтобы отозвать душу обратно из царства мертвых. Это, безусловно, не было магией. Правильнее сказать, что это чудо было самой естественной и небольшой демонстрацией власти Творца. Это было проявлением Божьей власти и Божьих способностей. Бог обладает властью сделать так, чтобы человек умер, а его душа покинула тело и отправилась в ад или любое другое, положенное ей место. Только Бог определяет, когда человеку умереть и куда ему отправиться после смерти. Он может это сделать в любое время и в любом месте. Он не ограничен людьми, событиями, вещами, пространством или местом. Если Он хочет что-то сделать, Он может это сделать, ибо все сущее и живое пребывает под Его господством. Все сущее рождается, живет и погибает по Его слову и Его власти. Он может воскресить мертвого человека. Он может это сделать в любое время и в любом месте. Только Творец обладает такой властью.

Господь Иисус совершал такие деяния, как воскрешение Лазаря из мертвых, с целью доказать и показать людям и сатане, что жизнь и смерть человека, все, связанное с человеком, определено Богом, что Он, несмотря на Свое воплощение, сохраняет власть как над материальным, видимым миром, так и над духовным миром, который невидим для людей. Это было совершено, чтобы показать людям и сатане, что все, что касается человечества, не подвластно сатане. Это было проявлением и демонстрацией Божьей власти. Это также стало Божьим посланием всему человечеству о том, что его жизнь и смерть находятся в Божьих руках. Воскрешение Лазаря Господом Иисусом стало одним из способов, которым Творец учит и наставляет людей. Это было конкретное действие, с помощью которого Он проявил Свою власть и способность наставлять и поддерживать человечество. Таким образом Творец без слов показал человечеству, что Он повелевает всем сущим. Таким образом Он практическими действиями сообщил человечеству о том, что нет спасения, кроме как через Него. Такой молчаливый способ, которым Он раньше наставлял человечество, остается навечно, он неизгладим и незабываем, и оставляет в сердцах людей неугасающее потрясение и просвещение. Воскрешение Лазаря прославило Бога. Оно оказало сильное влияние на каждого Божьего последователя. В каждом человеке, который глубоко осознает значение этого события, оно укоренило понимание, видение того, что только Бог повелевает жизнью и смертью человека. Хотя Бог обладает такой властью, и хотя Он, воскресив Лазаря, передал послание о Своем владычестве над жизнью и смертью человека, это не было Его основным трудом. Никакое Божье дело не является бессмысленным. Каждое свершенное Им дело чрезмерно ценно и является превосходным самоцветом в кладовой сокровищ. Он, безусловно, никогда бы не сделал «воскрешение человека из могилы» первостепенной или единственной целью или составляющей Своего труда. Бог не делает ничего бессмысленного. Одного воскрешения Лазаря было достаточно, чтобы явить власть Божью и подтвердить личность Господа Иисуса. Вот почему Господь Иисус больше не повторял подобного чуда. Бог совершает дела в соответствии со Своими принципами. На языке людей можно было бы сказать, что Бог задумал нечто серьезное. Другими словами, Бог, совершая дела, не отклоняется от главной цели Своего труда. Он знает, какой труд Он хочет совершить на данном этапе и чего Он хочет достичь, и будет исполнять Свой труд в полном соответствии со Своим планом. Было бы такое под силу растленному человеку, то он думал бы лишь о том, как бы проявить свои способности, чтобы остальные узнали, насколько он грозен, преклонились бы перед ним, чтобы он мог завладеть ими и пожрать их. Это — то самое зло, исходящее от сатаны, которое называется «растлением». У Бога не такой характер и не такая сущность. Бог творит чудеса не для того, чтобы произвести впечатление, а для того, чтобы даровать человечеству большее откровение и водительство. Вот почему в Библии очень мало подобных примеров. Это не означает, что способности Господа Иисуса были ограниченными или что Он больше не мог этого совершать. Просто Бог больше не желал этого делать, ведь воскрешение Лазаря Господом Иисусом имело совершенно практическую значимость, а основным Божьим трудом при Его воплощении было не сотворение чудес или воскрешение из мертвых, а искупление человечества. Большая часть труда, совершенного Господом Иисусом, заключалась в наставлении людей, в заботе о них и в помощи им, а события, подобные воскрешению Лазаря, были лишь незначительной частью служения, которое совершал Господь Иисус. Кроме того, можно сказать, что Божьей сущности не свойственно «хвастовство», поэтому отсутствие дальнейших чудес было не из-за сознательного проявления сдержанности, не из-за ограничивающих обстоятельств и, конечно же, не отсутствия силы.

Господь Иисус, воскрешая Лазаря из мертвых, сказал всего несколько слов: «Лазарь! Иди вон». Больше Он ничего не говорил. О чем говорят эти слова? Они говорят о том, что Бог способен свершать все словами, в том числе воскрешать из мертвых. Бог сотворил мир и все сущее словами — повелительными и властными, и вот так все сущее было сотворено. Все это было совершено подобным образом. Господь Иисус изрек эти несколько слов точно так же, как Бог словом сотворил небо и землю, и все сущее. В этих словах точно так же была власть Божья и сила Творца. Все сущее было создано и пребывает по словам из уст Божьих. И точно так же Лазарь вышел из гробницы по словам из уст Господа Иисуса. Так была явлена и исполнена власть Божья в Его воплощении. Эта власть и сила принадлежали Творцу, а также Сыну Человеческому, в Котором Творец материализовался. Такому пониманию научил человечество Бог, воскресивший Лазаря из мертвых. Что касается данной темы, то на этом все.

(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог III)

Оставить свои комментарии