Меню

Человечество снискало милость и терпимое отношение Бога через искреннее покаяние (Часть 2)

Покаяние царя Ниневии снискало похвалу Бога Иеговы

Когда царь Ниневии услышал эту новость, он встал с престола своего, снял с себя царское облачение, оделся во вретище и сел на пепле. Затем он провозгласил, что никому в городе не разрешено ничего есть и что ни овцам, ни волам, ни какому иному скоту не будет разрешено ни ходить на пастбище, ни пить воду. И люди, и скот должны были облачиться во вретища, и народ должен был возносить искренние мольбы Богу. Царь также провозгласил, что все они до единого обратятся от злого пути своего и от насилия рук своих. Судя по этому ряду действий, царь Ниневии искренне покаялся в сердце своем. Этот ряд действий, которые он предпринял, — встал со своего престола, сбросил свои царские одежды, надел вретище и сел на пепле — говорит людям, что царь Ниневии слагал с себя свой царский статус и облачался во вретище наряду с простыми людьми. Иными словами, услышав воззвание Бога Иеговы, царь Ниневии не стал занимать свой царский пост, продолжая злой путь свой и насилие рук своих. Напротив, он отказался от власти, которой обладал, и покаялся перед Богом Иеговой. В этот момент царь Ниневии каялся не как царь — он предстал пред Богом, чтобы покаяться и исповедаться в своих грехах как обычный слуга Божий. Более того, он также сказал всему городу покаяться и исповедоваться в своих грехах перед Богом Иеговой таким же образом, как это сделал он сам. Кроме того, у него был конкретный план, как это сделать, что видно из Писания: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили... и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Будучи правителем города, царь Ниневии обладал верховным статусом и властью, и мог делать все, что пожелает. Услышав воззвание Бога Иеговы, он мог бы пренебречь этим делом или просто покаяться и исповедаться в своих грехах в одиночку; что же до того, решат ли жители города покаяться или нет, он мог бы полностью пренебречь этим вопросом. Однако царь Ниневии поступил совсем не так. Он не только встал с престола своего, покрыл себя вретищем и пеплом и покаялся, и исповедался в своих грехах перед Богом Иеговой, но приказал также всем людям и скоту города делать то же самое. Он даже повелел людям «крепко вопиять к Богу». Этими действиями царь Ниневии истинно достиг того, чего должен достичь правитель. Предпринятый им ряд действий было трудно выполнить какому бы то ни было царю в истории человечества, и, воистину, ни один царь не выполнил всего этого. Эти действия можно назвать беспрецедентными в истории человечества, и они достойны того, чтобы память о них чтили и чтобы им подражал род человеческий. С момента зарождения человечества каждый царь побуждал подданных противиться и противодействовать Богу. Никто никогда не побуждал своих подданных молить Бога о том, чтобы искать искупления за свою порочность, чтобы получить от Бога Иеговы прощение и избежать неминуемого наказания. Царь Ниневии, однако, сумел побудить своих подданных обратиться к Богу, отойти от злых путей своих и оставить насилие рук своих. Более того, он также смог отойти от престола; и в ответ Бог Иегова изменил Свое решение и ощутил сожаление, отозвав Свой гнев и позволив людям Ниневии выжить, сохранив их от гибели. Действия царя можно лишь назвать редким чудом в истории человечества и даже наглядным примером того, как развращенное человечество покаялось и исповедалось в своих грехах перед Богом.

Бог увидел искреннее покаяние в глубине сердец ниневитян

Услышав воззвание Божье, царь Ниневии и его подданные совершили ряд действий. Какова же была природа этих действий и их поведения? Другими словами, какова была суть всего их поведения? Почему они сделали то, что сделали? В глазах Бога они искренне раскаялись, не только потому, что возносили искренние мольбы Богу и исповедовались в своих грехах перед Ним, но также потому, что отказались от своего порочного поведения. Они поступили таким образом потому, что, услышав слова Божьи, были невероятно напуганы и поверили, что Он поступит так, как сказал. Постясь, облачившись во вретища и сидя на пепле, они желали выразить свою готовность исправить свои пути и воздерживаться от порока, и они молились Богу Иегове, чтобы Он сдержал гнев Свой, умоляя Его отозвать Свое решение и предотвратить надвигающееся на них бедствие. Если мы целиком изучим их поведение, мы сможем увидеть, что они уже поняли, какое отвращение Бог Иегова питал к их прежним злодеяниям, а также сможем увидеть, что они понимали причину, по которой Он собирался вскоре уничтожить их. Вот почему все они желали совершить полное покаяние, обратиться от злых путей своих и оставить насилие своих рук. Иными словами, как только они узнали о воззвании Бога Иеговы, абсолютно каждый из них ощутил страх в своем сердце; они прекратили свое порочное поведение и перестали совершать поступки, столь ненавистные Богу Иегове. Кроме того, они умоляли Бога Иегову простить им прошлые грехи и не поступать с ними в соответствии с их прошлыми поступками. Они были готовы никогда более не заниматься злодеяниями и поступать согласно наставлениям Бога Иеговы, лишь бы была возможность никогда более не приводить Его в ярость. Их покаяние было искренним и полным. Оно исходило из глубины их сердец и было неподдельным и непреходящим.

Когда все жители Ниневии — от царя до простолюдинов — узнали, что Бог Иегова гневается на них, Богу было четко и ясно видно их поведение и все их последующие действия до единого во всей их полноте, а также все до единого принятые ими решения и сделанный ими выбор. Чувства Божьи переменились в соответствии с их поведением. Как был настроен Бог в тот самый момент? Библия может ответить тебе на этот вопрос. Вот что мы читаем в Писании: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). Хотя Бог и изменил Свое решение, в Его настроении не было ничего сложного. Просто Он перестал выражать Свой гнев и успокоил его, а затем решил не наводить бедствие на город Ниневию. Причина, по которой Божье решение спасти ниневитян от бедствия было таким скорым, заключается в том, что Бог исследовал сердце каждого человека в Ниневии. Он увидел, что они таили в глубине своих сердец: их искреннее покаяние и признание своих грехов, их искреннюю веру в Него, их глубокое понимание того, насколько их злодеяния разгневали Его характер и, как результат, их страх перед надвигающимся наказанием от Бога Иеговы. В то же время Бог Иегова слышал и молитвы, исходящие из глубины их сердец, в которых они умоляли Его перестать гневаться на них, чтобы они могли избежать этого бедствия. Когда Бог исследовал все эти факты, постепенно Его гнев сошел на нет. Каким бы ни был до этого Его гнев, когда Он увидел искренне покаяние в глубине души этих людей, сердце Его было тронуто, и поэтому Он не мог навести на них бедствие и перестал гневаться на них. Вместо этого Он продолжал оказывать им Свою милость и проявлять терпимость по отношению к ним, продолжал направлять их и заботиться о них.

Если твоя вера в Бога истинна, ты часто будешь видеть Его заботу

В решении Бога изменить Свое намерение по отношению к жителям Ниневии не было никаких сомнений и ничего двусмысленного и неопределенного. Скорее, это был переход от чистого гнева к чистой терпимости. Это истинное откровение о сущности Божьей. В деяниях Божьих не бывает нерешительности и колебаний — все принципы и цели, лежащие в основе Его действий, ясны, прозрачны, чисты и безупречны, безо всяких вкраплений уловок и интриг. Иными словами, сущность Божья не содержит в себе ничего темного и злого. Бог разгневался на ниневитян, потому что перед Его взором предстали их злодеяния. В это время Его гнев исходил из Его сущности. Однако, когда гнев Божий рассеялся и Он вновь удостоил жителей Ниневии Своего терпимого отношения, все Его проявления по-прежнему были Его собственной сущностью. Вся совокупность перемен в Нем произошла благодаря перемене отношения человека к Богу. В течение всего этого периода времени Божий характер, не терпящий оскорблений, не менялся, и не менялась терпимая сущность Божья, а также любящая и милосердная Божья сущность. Когда люди совершают злодеяния и оскорбляют Бога, Он направляет на них гнев Свой. Когда люди искренне каются, настрой Бога меняется, и гнев Его прекращается. Когда люди продолжают упрямо противодействовать Богу, гнев Его непрестанен, и ярость Его давит на них понемногу до тех пор, пока они не погибнут. В этом суть характера Божьего. Проявляет ли Бог гнев, милость или милосердие, — именно поведение человека и его отношение к Богу диктуют, какая черта найдет выражение при проявлении характера Бога. Если Бог постоянно изливает на человека Свой гнев, — несомненно, сердце этого человека противится Богу. Поскольку этот человек так никогда искренне и не покаялся, не склонил свою голову перед Богом и не имел искренней веры в Бога, то он так и не обрел Божью милость и терпимое отношение. Если же кто-то часто удостаивается заботы Божьей, Его милости и терпимого отношения, то, без сомнения, у этого человека в душе есть истинная вера в Бога, и сердце его не противится Богу. Такой человек часто истинно кается перед Богом; поэтому, даже если Бог часто дисциплинирует такого человека, Он не обрушивает на него Свой гнев.

Этот краткий обзор позволяет людям увидеть сердце Бога, увидеть реальность Его сущности, увидеть, что Божий гнев и перемены в Его сердце имеют свои причины. Несмотря на разительный контраст, явленный Богом, когда Он был во гневе — и когда сердце Его смягчилось, что заставляет людей полагать, будто между этими двумя аспектами Божьей сущности — Его яростью и Его терпимостью — большой разрыв и контраст, Божье отношение к покаянию ниневитян вновь позволяет людям увидеть другую сторону истинного характера Бога. Перемена Божьего настроения действительно позволяет людям вновь увидеть истинность Божьей милости и милосердия и истинное проявление Божьей сущности. Человечество должно лишь признать, что Божьи милость и милосердие — это не миф и не выдумка. Все дело в том, что Божьи чувства в тот момент были искренними и перемена Его настроения была искренней, — Бог на самом деле вновь явил человечеству Свое милосердие и терпимость.

Истинное покаяние в сердцах ниневитян снискало для них Божью милость и изменило их собственный исход

что такое покаяние

Было ли какое-нибудь противоречие между переменой настроения Бога и Его гневом? Конечно же, нет! Дело в том, что в то конкретное время для проявления Божьей терпимости была своя причина. Что это могла быть за причина? О ней сказано в Библии: «Каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих».

Выражение «злой путь» подразумевает не ряд злодеяний, но источник зла, из которого проистекает поведение людей. «Обратиться от своего злого пути» означает, что люди, о которых идет речь, никогда более не совершат подобных поступков. Иными словами, они никогда более не будут вести себя так дурно; изменилось все — метод, источник, цель, намерение и принцип их поступков; они более никогда не станут прибегать к тем методам и принципам, чтобы приносить радость и счастье в свои сердца. Во фразе «обратиться... от насилия рук своих» слово «обратиться» означает отказаться, отбросить, полностью порвать с прошлым и никогда не возвращаться к нему. Когда жители Ниневии оставили насилие рук своих, это стало доказательством и олицетворением их истинного покаяния. Бог наблюдает за внешним обликом людей так же, как и за их сердцами. Когда Бог увидел бесспорное и искреннее покаяние в сердцах жителей Ниневии, а также увидел, что они обратились от злых путей своих и оставили насилие рук своих, настроение Его переменилось. Иными словами, поведение этих людей, их образ действий, а также их истинное внутреннее покаяние и исповедание грехов побудили Бога изменить Свое настроение, изменить Свои намерения, отозвать Свое решение и не наказывать и не уничтожать ниневитян. Таким образом, жители Ниневии добились для себя иного исхода. Они искупили свои жизни и в то же самое время снискали Божье милосердие и проявление Божьей терпимости, после чего Бог отозвал и Свой гнев.

(Слово, том II. О познании Бога. Сам Бог, уникальный Бог II)

Оставить свои комментарии